КАК УЧИТЬСЯ С ИНТЕРЕСОМ?
Ю.Б.Гиппенрейтер: Почему самочувствие ребенка важнее школьных достижений? Что делать, чтобы ребенок был успешен? Желание учиться — как его вызвать?
ПЯТЬ ГЛАВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИЯ
1. Первый, самый очевидный результат учения – это знания, которые ребенок получает, или умения, которые он осваивает.
2. Второй результат менее очевиден: ребенок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
3. Третий результат – эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
4. Четвертый результат – некоторый вывод о себе, своих способностях.
5. Наконец, пятый результат – тоже эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.
Запомним: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (Чему выучился? Научился?). Ни в коем случае нельзя забывать об остальных четырех, они гораздо важнее!
Более того, значимость перечисленных результатов растет в обратном порядке – по мере продвижения сверху-вниз. Давайте же рассмотрим их в порядке важности.
Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учеба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что-то живо обсудить и порадоваться удаче.
♥Самое важное – взаимоотношения с родителем, учителем, атмосфера учебы.
Ни в коем случае не следует допускать критику и частые указания на ошибки! Лучше подождать, когда ребенок их сам обнаружит и поправит. Если ему будет трудно, можно помочь, да и то, скорее, наводящими вопросами. А частые поправки и критика только омрачат обстановку.
Итак, здесь итог либо положительный (остались довольны друг другом), либо отрицательный (пополнилась копилка взаимных недовольств).
♥Второй по важности результат – вывод о себе и своих способностях: «я это смог», либо – «увы, это мне не под силу».
Это значит, что в копилке самоощущения ребенка прибавится уверенность или неуверенность в своих силах. Понятно, что роль взрослого здесь очень важна: ему стоит подбирать задачи подходящей трудности, быть доброжелательным и терпеливым (наш первый пункт), уметь деликатно помочь, а когда надо – оставить ребенка в покое, давая возможность справляться самому.
Результат: «Это я могу!», или «Увы, это мне не под силу».
♥Следующий (третий) результат – эмоциональный след от занятий.
Положительные или отрицательные переживания ребенка во время учебы перенесутся на изучаемый предмет. Он для него окажется либо «интересным и привлекательным», либо «трудным и противным».
Положительные или отрицательные переживания переносятся на изучаемый предмет.
Самый верный путь в тренировке способности ребенка учиться (четвертый пункт снизу) – оставить его в покое: с самого начала передавайте ему инициативу и заботу о результате! Подсказанное знание, в лучшем случае, механически запомнится, но не прибавит умения себя организовывать и преодолевать сложности материала.
Передавайте ребенку заботу о его собственной учебе.
Наконец, самый очевидный результат – конкретное знание (умение). О нем тоже стоит задуматься. Признаемся, далеко не все проходимое в школе оказывается нужным в жизни, и ученики это начинают понимать, теряя ощущение смысла своих стараний. Правда, многое в школьных предметах дается ради «общего образования» и «умственного развития» – и против этого не поспоришь. Но стоит ли ради этой благородной цели впихивать любое знание, провоцируя нелюбовь к предметам и – что еще хуже – подавляя природную любознательность ребенка?
(Ю.Б.Гиппенрейтер)
Мамина наука…)
Мама научила меня ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ: «Закрой рот и ешь суп».
Мама научила меня УВАЖАТЬ ЧУЖОЙ ТРУД: «Если вы собрались поубивать друг друга, идите на улицу, я только что полы вымыла».
Мама научила меня МЫСЛИТЬ ЛОГИЧНО: «Потому что я так сказала, вот почему».
Мама научила меня ДУМАТЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ: «Вот вывалишься сейчас из окна, не возьму тебя с собой в магазин».
Мама научила меня СТОЙКОСТИ: «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь».
Мама научила меня ВЕРИТЬ В БОГА: «Молись, чтобы эта гадость отстиралась».
Мама объяснила мне ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: «Если ты сейчас не перестанешь реветь, я тебя отшлепаю».
Мама научила меня НЕ ЗАВИДОВАТЬ: «Да в мире миллионы детей, которым не так повезло с родителями, как тебе».
Мама научила меня КАК СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ: «Если не будешь есть овощи, никогда не вырастешь».
Мама научила меня СМЕЛО СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ: «Уж погоди, дома я с тобой поговорю».
Мама научила меня ОСНОВАМ САМОЛЕЧЕНИЯ: «Если ты не перестанешь косить глазами, на всю жизнь так и останешься косым».
Мама научила меня ЭКСТРАСЕНСОРИКЕ: «Надень свитер, я же знаю, что тебе холодно!»
Мама преподала мне ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ: «Это у тебя все от отца!»
Как планировать свою деятельность
Как воспитывать волю
Несколько полезных установок в общении
Как решать мысленные задачи
Как развивать свой ум
Девять заповедей Мнемозины
Как совершенствовать свои способности
Как пользоваться своим воображением
Как управлять своими эмоциями
Как произвести первое положительное впечатление
|
Пара советов на удачу
1. Прекрати думать о себе плохо! Ты – уникальная личность, сомневаясь и не веря в себя, ты оскорбляешь ту великую силу, которая привела тебя в этот прекрасный мир. Почаще напоминай себе об этом.
2. То, что думают о тебе другие – это их дело! Если человек не добился успеха в той области, в которой судит о тебе, значит, его мнение ничего не стоит. Развивающиеся люди следят за успешными людьми и моделируют их. У них нет времени на осуждение. Осуждение других – удел неудачников, которые топчутся на месте и боятся действовать. Разве тебе интересно мнение неудачников?
3. Осознай, что ты делаешь! Кто ты, где ты находишься и чем ты именно сейчас занимаешься – эти простые вопросы помогут тебе выйти из инертного состояния бездействия, из-за которого люди постоянно откладывают свои дела на потом. Это состояние не дает нам изменить свое комфортное и привычнее существование, тормозит наше развитие.
4. Нет неудач, есть опыт! Даже если ты столкнешься с проблемами на пути к своей цели, помни, что это всего лишь возможность подкорректировать свой путь, а не причина сойти с дистанции.
5. Просто начни делать! Человеку свойственно сомневаться. Ты никогда не сможешь на 100% предугадать свой путь и избавиться от своих сомнений. Действие – лучшее лекарство от неуверенности и страхов.
Наши странности…
Мы говорим: “Я не поднимал трубку, потому что был занят”, когда нам стыдно признаться в том, что слышать этот голос больше не доставляет нам радости…
Мы говорим: “Мне от тебя больше ничего не надо”, когда не можем получишь то, что хотим…
Мы говорим: “Здесь холодно”, когда нам необходимо чье-нибудь прикосновение…
Мы говорим: ” Мне незачем больше жить”, когда хотим, чтобы нас разубедили в этом…
Мы говорим: “Спасибо тебе за то, что ты есть”, когда не можем сказать: “Я люблю тебя”…
Мы говорим: “Я никому не нужен(нужна)”, когда мы в действительности не нужны одному-единственному человеку…
Мы говорим: “Я справлюсь”, когда стесняемся попросить о помощи…
Мы говорим: “Ты хороший друг”,когда забываем добавить: “…но тебе не стать для меня кем-то большим”…
Мы говорим: “Это — не главное”, когда знаем, что у нас нет иного выбора, как примириться…
Мы говорим: “Я доверяю тебе”, когда боимся, что мы стали игрушкой…
Мы говорим: “Навсегда”, когда нам не хочется смотреть на часы…
Мы так много всего говорим, что когда на языке остаются три последних неизрасходованных слова, мы поджимаем губы, смотрим в пол и молчим…
Мы смеёмся над смертью и покупаем килограммы таблеток в аптеке…
Мы говорим, что жизнь прекрасна и идём в магазин за ещё одной бутылкой водки…
Нам не важно общественное мнение, и мы постоянно спрашиваем: “как я выгляжу?”…
Мы любим одиночество и крепко сжимаем в руке мобильник…
…Странные мы …
Мудрые высказывания великих
“Истинное назначение человека — жить, а не существовать.”
– Джек Лондон.
“Не говорите о том, что у вас нет времени. Времени у вас ровно столько же, сколько его было у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона, Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна.”
– Джексон Браун.
“Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника.”
– А. П. Чехов.
“Право на глупость — одна из гарантий свободного развития личности.”
– Марк Твен.
“Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.”
– Ф.М. Достоевский.
“Никогда не указывайте на ошибки, если не знаете, как их исправить.”
– Бернард Шоу.
“Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями.”
– Л. Н.Толстой.
“Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты — весь мир.”
– Габриэль Гарсиа Маркес.
“Жизнь — это то, что происходит с тобой, пока ты строишь другие планы.”
– Джон Леннон.
“Великие умы обсуждают идеи; средние умы обсуждают события; мелкие умы обсуждают людей.”
– Элеонор Рузвельт.
“Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом.”
– Альберт Эйнштейн.
“Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть.”
– Джордж Элиот.
“Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.”
– Сенека.
“Гонясь за недостижимым, мы совершаем невозможное.”
– Роберт Ардри.
Самурайская мудрость (притча) |
В одном японском поселке жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.
Оптимистический подход
Все знают, что здоровая доля оптимизма в жизни не повредит. Но мало кто знает о действительной силе влияния положительных и негативных мыслей на жизнь человека. Вот несколько исследований негативного и позитивного образов мыслей.
Согласно исследованиям Джефа Гэлака (Jeff Galak) и его коллег из Нью-Йоркского университета мы склонны преувеличивать негативность события из прошлого, если ожидаем его повторения в будущем. Исследование, в котором это выяснилось, было очень простым. Испытуемым включили на 40 секунд очень неприятный звук. Одной половине сказали, что на этом исследование закончится, а другой – что они ещё раз будут слушать этот звук. Затем и тех и других попросили оценить звук по ряду субъективных параметров. Те, кто ожидал услышать звук вновь, описывали его как гораздо более неприятный и раздражающий, чем это показалось другой группе. Это созвучно со старой пословицей – не так страшен чёрт, как его малюют. Мы склонны сгущать краски, если ожидаем, что с нами вновь приключится то же самое событие.
Если помнить об этом исследовании, то можно стараться себя настраивать позитивнее. С другой стороны, у этого психического механизма есть защитные функции. Так, если заранее ожидать самого худшего, то реальность может оказаться не такой болезненной и принести не страдание, а облегчение.
В исследовании Ирен Трейси (Irene Tracey) из Оксфордского университета было показано влияние позитивных и негативных мыслей на эффективность медикаментов. Результаты её исследования поражают воображение. Испытуемые в её эксперименте испытывали болезненные ощущения и получали обезболивающее. На самом деле лекарство они получали беспрерывно, но им сообщалось, что обезболивающее им даётся лишь в определённые периоды. Эксперимент показал, что убеждение (ложная информация о подаче или прекращении подачи обезболивающего) оказывает гораздо большее влияние на ощущения людей, чем реальные медикаменты.
Ранее уже было известно, что лекарства-пустышки могут оказывать лечебный эффект, если человек верит в то, что они могут принести облегчение, верит, что они настоящие. Это называется эффектом плацебо. Интересно, что разные по цвету таблетки обладают разным по силе эффектом плацебо. Самые эффективные – это дорогие маленькие красные таблетки. Самые неэффективные – дешёвые большие и белые.
Эксперимент Ирен Трейси интересен тем, что в нём было показано влияние не только позитивных ожиданий от лекарства, но и негативного влияния пессимизма. Так испытуемые, которым говорили, что сейчас на 10 минут прекратят подачу обезболивающего, начинали чувствовать боль только потому, что они ждали её появления. Действительно, пессимизм может быть очень болезненным.
Однако пессимистам не стоит отчаиваться. Согласно уже не психологическому, а социологическому исследованию, пессимисты в среднем живут дольше оптимистов. Это связано с тем, что пессимисты более осторожны по жизни, менее самонадеянны и доверчивы, чаще оптимистов стараются предусматривать негативные варианты развития событий.
Вопрос лишь в том, чего вы хотите больше: жить долго или беззаботно радоваться каждому новому дню? Каждый выбирает для себя сам.
Как поднять себе настроение
Оптимизм дело хорошее, но не всегда получается быть в отличном расположении духа. Когда на душе скребутся кошки и настроение на нуле, есть несколько полезных советов и рекомендаций, выполняя которые вы обязательно поднимите себе настроение.
БЕГИ
Теория. Пару лет назад шведские ученые решили всесторонне изучить влияние бега на организм.
И, помимо прочего, пришли к любопытному выводу: те, кто регулярно трусит трусцой, более жизнерадостны и счастливы, чем их ленивые собратья. Копнув глубже, спецы выяснили: при регулярных пробежках активизируется деятельность надпочечников, которые увеличивают выработку «настроенческих» гормонов — норадреналина, серотонина, бетаэндорфина и дофамина. Так что не расплыться в довольной улыбке после физнагрузки очень нелегко.
Практика. Лучший рецепт от хандры, по мнению ученых, — бег или быстрая ходьба по полчаса пять раз в неделю. Если нет получасика, можно тренироваться интервальным методом: хотя бы по 10 минут.
СМОТРИ
Теория. Фотки — это не только застывшее прошлое, но и счастливое настоящее. Так уверяют психологи, установившие: просматривание снимков, на которых запечатлены счастливые моменты, повышает самооценку, придает сил и улучшает настроение.
Практика. Носи с собой цифровой фотоаппарат и не упускай случая «пощелкать» любимых людей. А в моменты грусти обязательно полюбуйся сделанными фотографиями. Если фотоаппарат и альбомы таскать с собой лень, поставь «счастливую» фотозаставку на мобильник — и радуйся ей при каждом звонке.
СЛУШАЙ
Теория. Наши древние предки жили в степях и лесах. Звуки природы — «колыбельная» нашей цивилизации. Вооружившись этим знанием, шведские ученые создали специальную шкалу настроения. И выяснили: прослушивание природных звуков — шума волн, шелеста листьев, пения птиц — повышает настроение примерно на 10 пунктов. Этот эффект длится не менее суток.
Практика. Лучший, хотя и чуть экстремальный вариант расправиться с хандрой — ночевка в лесу. Неэкстремалам можно посоветовать чаще гулять по парковым аллейкам и выезжать на пикники.
ОБНИМАЙСЯ
Теория. Тесные контакты по принципу «кожа к коже» резко повышают уровень гормона окситоцина. Это вещество психологи называют «гормоном счастья». Правда, окситоцин радует недолго: в течение 10 минут после обнимашек его уровень снижается до нормы.
Практика. Обнимайся с любимой (-ым), крепко жми руку коллеге, хлопай друга по плечу… Короче, контактируй при любой возможности.
НЮХАЙ
Теория. Путь к сердцу лежит через желудок, а путь к счастью — через нос. Так уверяют ученые, обнаружившие в носу один из главных переключателей настроения: набор нервных окончаний, которые непосредственно связаны с зонами мозга, ответственными за эмоции. Этот «комок нервов», унюхав что-то, немедленно сигналит в мозг и приказывает «радуйся!» (или «печалься!), но эту грань взаимоотношений носа и мозга мы пока не рассматриваем).
Практика. В сложные моменты нюхни что-нибудь ободряющее. Например: букетик лаванды — если намерен успокоиться и прояснить сознание; свежескошенную траву — если хочешь ощутить легкость и уверенность в себе; лимон, апельсин или другой цитрусовый фрукт — если нужно срочно повысить настроение.
ЕШЬ И ПЕЙ
Теория. Для выработки вышеописанного «гормона счастья» серотонина нашему организму необходимо вещество под названием триптофан. Самостоятельно производить эту аминокислоту человеческое тело не умеет, поэтому впитывает ее с пищей. Наиболее богаты триптофаном молочные продукты питания.
Практика. 3 стакана молока, особенно свежайшего, только-только из-под коровы, обеспечат вас дневной нормой триптофана и подарят ощущения счастья. Тот же эффект произведут 100 г свежего сыра, пол-литра йогурта, 3 яйца или стаканчик арахиса.
Завантажити заяву про згоду батьків про психологічний супровід учня в навчальному закладі