Поради психолога

КАК УЧИТЬСЯ С ИНТЕРЕСОМ?

_-oo7v_UMy8

Ю.Б.Гиппенрейтер: Почему самочувствие ребенка важнее школьных достижений? Что делать, чтобы ребенок был успешен? Желание учиться — как его вызвать?

ПЯТЬ ГЛАВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИЯ

1. Первый, самый очевидный результат учения – это знания, которые ребенок получает, или умения, которые он осваивает.
2. Второй результат менее очевиден: ребенок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
3. Третий результат – эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
4. Четвертый результат – некоторый вывод о себе, своих способностях.
5. Наконец, пятый результат – тоже эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.
Запомним: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (Чему выучился? Научился?). Ни в коем случае нельзя забывать об остальных четырех, они гораздо важнее!
Более того, значимость перечисленных результатов растет в обратном порядке – по мере продвижения сверху-вниз. Давайте же рассмотрим их в порядке важности.
Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учеба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что-то живо обсудить и порадоваться удаче.
♥Самое важное – взаимоотношения с родителем, учителем, атмосфера учебы.
Ни в коем случае не следует допускать критику и частые указания на ошибки! Лучше подождать, когда ребенок их сам обнаружит и поправит. Если ему будет трудно, можно помочь, да и то, скорее, наводящими вопросами. А частые поправки и критика только омрачат обстановку.
Итак, здесь итог либо положительный (остались довольны друг другом), либо отрицательный (пополнилась копилка взаимных недовольств).
♥Второй по важности результат – вывод о себе и своих способностях: «я это смог», либо – «увы, это мне не под силу».
Это значит, что в копилке самоощущения ребенка прибавится уверенность или неуверенность в своих силах. Понятно, что роль взрослого здесь очень важна: ему стоит подбирать задачи подходящей трудности, быть доброжелательным и терпеливым (наш первый пункт), уметь деликатно помочь, а когда надо – оставить ребенка в покое, давая возможность справляться самому.
Результат: «Это я могу!», или «Увы, это мне не под силу».
♥Следующий (третий) результат – эмоциональный след от занятий.
Положительные или отрицательные переживания ребенка во время учебы перенесутся на изучаемый предмет. Он для него окажется либо «интересным и привлекательным», либо «трудным и противным».
Положительные или отрицательные переживания переносятся на изучаемый предмет.
Самый верный путь в тренировке способности ребенка учиться (четвертый пункт снизу) – оставить его в покое: с самого начала передавайте ему инициативу и заботу о результате! Подсказанное знание, в лучшем случае, механически запомнится, но не прибавит умения себя организовывать и преодолевать сложности материала.
Передавайте ребенку заботу о его собственной учебе.
Наконец, самый очевидный результат – конкретное знание (умение). О нем тоже стоит задуматься. Признаемся, далеко не все проходимое в школе оказывается нужным в жизни, и ученики это начинают понимать, теряя ощущение смысла своих стараний. Правда, многое в школьных предметах дается ради «общего образования» и «умственного развития» – и против этого не поспоришь. Но стоит ли ради этой благородной цели впихивать любое знание, провоцируя нелюбовь к предметам и – что еще хуже – подавляя природную любознательность ребенка?
(Ю.Б.Гиппенрейтер)

Мамина наука…)

Мама научила меня ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ: «Закрой рот и ешь суп».

Мама научила меня УВАЖАТЬ ЧУЖОЙ ТРУД: «Если вы собрались поубивать друг друга, идите на улицу, я только что полы вымыла».

Мама научила меня МЫСЛИТЬ ЛОГИЧНО: «Потому что я так сказала, вот почему».

Мама научила меня ДУМАТЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ: «Вот вывалишься сейчас из окна, не возьму тебя с собой в магазин».

Мама научила меня СТОЙКОСТИ: «Не выйдешь из-за стола, пока не доешь».

Мама научила меня ВЕРИТЬ В БОГА: «Молись, чтобы эта гадость отстиралась».

Мама объяснила мне ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: «Если ты сейчас не перестанешь реветь, я тебя отшлепаю».

Мама научила меня НЕ ЗАВИДОВАТЬ: «Да в мире миллионы детей, которым не так повезло с родителями, как тебе».

Мама научила меня КАК СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ: «Если не будешь есть овощи, никогда не вырастешь».

Мама научила меня СМЕЛО СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ: «Уж погоди, дома я с тобой поговорю».

Мама научила меня ОСНОВАМ САМОЛЕЧЕНИЯ: «Если ты не перестанешь косить глазами, на всю жизнь так и останешься косым».

Мама научила меня ЭКСТРАСЕНСОРИКЕ: «Надень свитер, я же знаю, что тебе холодно!»

Мама преподала мне ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ: «Это у тебя все от отца!»

Как планировать свою деятельность

  1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
  2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
  3. оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
  4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.
  5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
  6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
  7. По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Как воспитывать волю

  1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
  2. “Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть”, – писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
  3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: “Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе”.
  4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого – “человека привычки”, от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
  5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
  6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

Несколько полезных установок в общении

  1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
  2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
  3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
  4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.
  5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
  6. Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

Как решать мысленные задачи

  1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.
  2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
  3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
  4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
  5. Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?
  6. Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

Как развивать свой ум

  1. Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
  2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
  3. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.
  4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
  5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.
  6. Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
  7. “Не позволяй твоему языку опережать твою мысль”, – советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: “Где мало слов, там вес они имеют”.

Девять заповедей Мнемозины

  1. Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.
  2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
  3. Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:
  4. 1) пойми; 2) установи логическую последовательность; 3) разбей материал на части и найди в каждой “ключевую фразу” или “опорный пункт”.
  5. Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
  6. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
  7. Начинай повторять материал по “горячим следам”, лучше перед сном и с утра.
  8. Учитывай “правило края”: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина “выпадает”.
  9. Настоящая мать учения не повторение, а применение.
  10. Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги “ри-ка-ку-по-лу-ша” можно запомнить, связав их в искусственное предложение “Присказку послушай”.

Как совершенствовать свои способности

  1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.
  2. Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% – дважды, а 20% – свыше двух раз.
  3. Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.
  4. Гете сказал: “Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет”. Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.
  5. Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.

Как пользоваться своим воображением

  1. Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учить не следовать за этим воображением, а управлять им.
  2. Откажись от привычки давать воображению полную свободу.
  3. Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.
  4. Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.
  5. Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.

Как управлять своими эмоциями

  1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, “все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся”.
  2. Джонатан Свифт сказал: “Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого”. Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
  3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: “Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы”.
  4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше “отыграй” эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
  5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся “отделить” их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
  6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

Как произвести первое положительное впечатление

  1. Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.
  2. Увидя человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.
  3. Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь из говорит, смотрите на человека, ни вниз и ни в сторону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь. Поздоровайтесь первым и протяните руку.
  4. Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробящим.
  5. Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия “Рад видеть Вас”, чем “Как поживаете?”
  6. Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произносите имя правильно.
  7. Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то люди могут решить, что вы в опасном положении. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.
  8. Если Вы хозяин проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки. Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выясните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.
  9. Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе. Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.
  10. Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других гостей. Изучите местные обычаи.
  11. Узнайте все, что возможно о человеке и его компании. Используйте свои знания во время беседы.
  12. Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к книге по современному деловому этикету.
  13. Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Однако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы поговорили, сделайте ему одолжение.

Пара советов на удачу

1. Прекрати думать о себе плохо! Ты – уникальная личность, сомневаясь и не веря в себя, ты оскорбляешь ту великую силу, которая привела тебя в этот прекрасный мир. Почаще напоминай себе об этом.

2. То, что думают о тебе другие – это их дело! Если человек не добился успеха в той области, в которой судит о тебе, значит, его мнение ничего не стоит. Развивающиеся люди следят за успешными людьми и моделируют их. У них нет времени на осуждение. Осуждение других – удел неудачников, которые топчутся на месте и боятся действовать. Разве тебе интересно мнение неудачников?

3. Осознай, что ты делаешь! Кто ты, где ты находишься и чем ты именно сейчас занимаешься – эти простые вопросы помогут тебе выйти из инертного состояния бездействия, из-за которого люди постоянно откладывают свои дела на потом. Это состояние не дает нам изменить свое комфортное и привычнее существование, тормозит наше развитие.

4. Нет неудач, есть опыт! Даже если ты столкнешься с проблемами на пути к своей цели, помни, что это всего лишь возможность подкорректировать свой путь, а не причина сойти с дистанции.

5. Просто начни делать! Человеку свойственно сомневаться. Ты никогда не сможешь на 100% предугадать свой путь и избавиться от своих сомнений. Действие – лучшее лекарство от неуверенности и страхов.

Наши странности…

Мы говорим: “Я не поднимал трубку, потому что был занят”, когда нам стыдно признаться в том, что слышать этот голос больше не доставляет нам радости…

Мы говорим: “Мне от тебя больше ничего не надо”, когда не можем получишь то, что хотим…

Мы говорим: “Здесь холодно”, когда нам необходимо чье-нибудь прикосновение…

Мы говорим: ” Мне незачем больше жить”, когда хотим, чтобы нас разубедили в этом…

Мы говорим: “Спасибо тебе за то, что ты есть”, когда не можем сказать: “Я люблю тебя”…

Мы говорим: “Я никому не нужен(нужна)”, когда мы в действительности не нужны одному-единственному человеку…

Мы говорим: “Я справлюсь”, когда стесняемся попросить о помощи…

Мы говорим: “Ты хороший друг”,когда забываем добавить: “…но тебе не стать для меня кем-то большим”…

Мы говорим: “Это — не главное”, когда знаем, что у нас нет иного выбора, как примириться…

Мы говорим: “Я доверяю тебе”, когда боимся, что мы стали игрушкой…

Мы говорим: “Навсегда”, когда нам не хочется смотреть на часы…

Мы так много всего говорим, что когда на языке остаются три последних неизрасходованных слова, мы поджимаем губы, смотрим в пол и молчим…

Мы смеёмся над смертью и покупаем килограммы таблеток в аптеке…

Мы говорим, что жизнь прекрасна и идём в магазин за ещё одной бутылкой водки…

Нам не важно общественное мнение, и мы постоянно спрашиваем: “как я выгляжу?”…

Мы любим одиночество и крепко сжимаем в руке мобильник…

…Странные мы …

Мудрые высказывания великих

“Истинное назначение человека — жить, а не существовать.”
– Джек Лондон.

“Не говорите о том, что у вас нет времени. Времени у вас ровно столько же, сколько его было у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона, Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна.”
– Джексон Браун.

“Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника.”
– А. П. Чехов.

“Право на глупость — одна из гарантий свободного развития личности.”
– Марк Твен.

“Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.”
– Ф.М. Достоевский.

“Никогда не указывайте на ошибки, если не знаете, как их исправить.”
– Бернард Шоу.

“Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями.”
– Л. Н.Толстой.

“Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты — весь мир.”
– Габриэль Гарсиа Маркес.

“Жизнь — это то, что происходит с тобой, пока ты строишь другие планы.”
– Джон Леннон.

“Великие умы обсуждают идеи; средние умы обсуждают события; мелкие умы обсуждают людей.”
– Элеонор Рузвельт.

“Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом.”
– Альберт Эйнштейн.

“Никогда не поздно стать тем, кем тебе хочется быть.”
– Джордж Элиот.

“Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.”
– Сенека.

“Гонясь за недостижимым, мы совершаем невозможное.”
– Роберт Ардри.

Самурайская мудрость (притча)

В одном японском поселке жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.

Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.

Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:

— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?

Старый самурай ответил:

— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?

— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.

— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

Оптимистический подход

Все знают, что здоровая доля оптимизма в жизни не повредит. Но мало кто знает о действительной силе влияния положительных и негативных мыслей на жизнь человека. Вот несколько исследований негативного и позитивного образов мыслей.

Согласно исследованиям Джефа Гэлака (Jeff Galak) и его коллег из Нью-Йоркского университета мы склонны преувеличивать негативность события из прошлого, если ожидаем его повторения в будущем. Исследование, в котором это выяснилось, было очень простым. Испытуемым включили на 40 секунд очень неприятный звук. Одной половине сказали, что на этом исследование закончится, а другой – что они ещё раз будут слушать этот звук. Затем и тех и других попросили оценить звук по ряду субъективных параметров. Те, кто ожидал услышать звук вновь, описывали его как гораздо более неприятный и раздражающий, чем это показалось другой группе. Это созвучно со старой пословицей – не так страшен чёрт, как его малюют. Мы склонны сгущать краски, если ожидаем, что с нами вновь приключится то же самое событие.

Если помнить об этом исследовании, то можно стараться себя настраивать позитивнее. С другой стороны, у этого психического механизма есть защитные функции. Так, если заранее ожидать самого худшего, то реальность может оказаться не такой болезненной и принести не страдание, а облегчение.

В исследовании Ирен Трейси (Irene Tracey) из Оксфордского университета было показано влияние позитивных и негативных мыслей на эффективность медикаментов. Результаты её исследования поражают воображение. Испытуемые в её эксперименте испытывали болезненные ощущения и получали обезболивающее. На самом деле лекарство они получали беспрерывно, но им сообщалось, что обезболивающее им даётся лишь в определённые периоды. Эксперимент показал, что убеждение (ложная информация о подаче или прекращении подачи обезболивающего) оказывает гораздо большее влияние на ощущения людей, чем реальные медикаменты.

Ранее уже было известно, что лекарства-пустышки могут оказывать лечебный эффект, если человек верит в то, что они могут принести облегчение, верит, что они настоящие. Это называется эффектом плацебо. Интересно, что разные по цвету таблетки обладают разным по силе эффектом плацебо. Самые эффективные – это дорогие маленькие красные таблетки. Самые неэффективные – дешёвые большие и белые.

Эксперимент Ирен Трейси интересен тем, что в нём было показано влияние не только позитивных ожиданий от лекарства, но и негативного влияния пессимизма. Так испытуемые, которым говорили, что сейчас на 10 минут прекратят подачу обезболивающего, начинали чувствовать боль только потому, что они ждали её появления. Действительно, пессимизм может быть очень болезненным.

Однако пессимистам не стоит отчаиваться. Согласно уже не психологическому, а социологическому исследованию, пессимисты в среднем живут дольше оптимистов. Это связано с тем, что пессимисты более осторожны по жизни, менее самонадеянны и доверчивы, чаще оптимистов стараются предусматривать негативные варианты развития событий.

Вопрос лишь в том, чего вы хотите больше: жить долго или беззаботно радоваться каждому новому дню? Каждый выбирает для себя сам.

Как поднять себе настроение

Оптимизм дело хорошее, но не всегда получается быть в отличном расположении духа. Когда на душе скребутся кошки и настроение на нуле, есть несколько полезных советов и рекомендаций, выполняя которые вы обязательно поднимите себе настроение.

БЕГИ
Теория. Пару лет назад шведские ученые решили всесторонне изучить влияние бега на организм.
И, помимо прочего, пришли к любопытному выводу: те, кто регулярно трусит трусцой, более жизнерадостны и счастливы, чем их ленивые собратья. Копнув глубже, спецы выяснили: при регулярных пробежках активизируется деятельность надпочечников, которые увеличивают выработку «настроенческих» гормонов — норадреналина, серотонина, бетаэндорфина и дофамина. Так что не расплыться в довольной улыбке после физнагрузки очень нелегко.
Практика. Лучший рецепт от хандры, по мнению ученых, — бег или быстрая ходьба по полчаса пять раз в неделю. Если нет получасика, можно тренироваться интервальным методом: хотя бы по 10 минут.
СМОТРИ
Теория. Фотки — это не только застывшее прошлое, но и счастливое настоящее. Так уверяют психологи, установившие: просматривание снимков, на которых запечатлены счастливые моменты, повышает самооценку, придает сил и улучшает настроение.
Практика. Носи с собой цифровой фотоаппарат и не упускай случая «пощелкать» любимых людей. А в моменты грусти обязательно полюбуйся сделанными фотографиями. Если фотоаппарат и альбомы таскать с собой лень, поставь «счастливую» фотозаставку на мобильник — и радуйся ей при каждом звонке.
СЛУШАЙ
Теория. Наши древние предки жили в степях и лесах. Звуки природы — «колыбельная» нашей цивилизации. Вооружившись этим знанием, шведские ученые создали специальную шкалу настроения. И выяснили: прослушивание природных звуков — шума волн, шелеста листьев, пения птиц — повышает настроение примерно на 10 пунктов. Этот эффект длится не менее суток.
Практика. Лучший, хотя и чуть экстремальный вариант расправиться с хандрой — ночевка в лесу. Неэкстремалам можно посоветовать чаще гулять по парковым аллейкам и выезжать на пикники.
ОБНИМАЙСЯ
Теория. Тесные контакты по принципу «кожа к коже» резко повышают уровень гормона окситоцина. Это вещество психологи называют «гормоном счастья». Правда, окситоцин радует недолго: в течение 10 минут после обнимашек его уровень снижается до нормы.
Практика. Обнимайся с любимой (-ым), крепко жми руку коллеге, хлопай друга по плечу… Короче, контактируй при любой возможности.
НЮХАЙ
Теория. Путь к сердцу лежит через желудок, а путь к счастью — через нос. Так уверяют ученые, обнаружившие в носу один из главных переключателей настроения: набор нервных окончаний, которые непосредственно связаны с зонами мозга, ответственными за эмоции. Этот «комок нервов», унюхав что-то, немедленно сигналит в мозг и приказывает «радуйся!» (или «печалься!), но эту грань взаимоотношений носа и мозга мы пока не рассматриваем).
Практика. В сложные моменты нюхни что-нибудь ободряющее. Например: букетик лаванды — если намерен успокоиться и прояснить сознание; свежескошенную траву — если хочешь ощутить легкость и уверенность в себе; лимон, апельсин или другой цитрусовый фрукт — если нужно срочно повысить настроение.

ЕШЬ И ПЕЙ
Теория. Для выработки вышеописанного «гормона счастья» серотонина нашему организму необходимо вещество под названием триптофан. Самостоятельно производить эту аминокислоту человеческое тело не умеет, поэтому впитывает ее с пищей. Наиболее богаты триптофаном молочные продукты питания.
Практика. 3 стакана молока, особенно свежайшего, только-только из-под коровы, обеспечат вас дневной нормой триптофана и подарят ощущения счастья. Тот же эффект произведут 100 г свежего сыра, пол-литра йогурта, 3 яйца или стаканчик арахиса.

Завантажити заяву про згоду батьків про психологічний супровід учня в навчальному закладі